среда, 6 марта 2013 г.

Мнение. Земфира - "Четырнадцать недель тишины" (2002)

Земфира
Четырнадцать недель тишины
(Релиз - 1 апреля 2002)
Сегодня хотелось бы рассказать об альбоме Земфиры 2002 года, который называется "Четырнадцать недель тишины". Я выбрал этот альбом для разбора первым по порядку, потому что кассета именно с этой записью является первым купленным мной на карманные деньги альбомом. Это будет не рецензия на альбом, а, скорее, моё мнение о нём, потому что профессиональных рецензий на него вполне себе предостаточно ({1}{2}{3}{4}, а уж сколько слов об этом альбоме в Википедии!). И, да - я буду больше говорить о "красивости" звука при первом прослушивании, а не о глубоких размышлениях с серьёзными философскими домыслами и исследовании - точно так, как я воспринимал этот альбом в детстве и домыслил его уже сейчас, умея мысленно отделять партию баса от партии гитары.



Начну, пожалуй, с кратких впечатлений о каждой песне.

1. Паранойя - довольно ритмовая вещь для этого альбома. Классная открывашка. Здесь мы впервые слышим ту гитару, перегружённую лёгким драйвом, которая будет ублажать наш слух в течение всего альбома. Шейкер в проигрыше подкупает, это да - добавляет движения и драйва.

2. Трафик - это первый сингл с альбома. Мягкий драйв приятных гитар, в проигрыше - уместные клавиши. В припеве мы слышим именно рок-исполнителя. Под конец звучит чуть ли не Deep Purple'овский рифф. Чувственно и атмосферно звучит фраза:
Я чувствую, как звенят твои нервы,
Шестёра не выдержит, дёрнет первой.
Да, действительно правильный вариант для первого сингла. И, да. На эту песню снят клип:

3. Бесконечность  - жемчужина альбома. Начиная с высокой ноты в вокальной партии и спускаясь ниже, голос Земфиры захватывает дыхание. Мелодия мгновенно цепляет и запоминается, а особенно проникновенно звучит:
Замороженными пальцами в отсутствии горячей воды,
Заторможенными мыслями в отсутствии, конечно, тебя...
Опять же, на песню снят клип:

4. Мачо - если "Бесконечность" - жемчужина альбома, то "Мачо" - его бриллиант, на мой взгляд. В памяти немедленно отпечатывается переход в вокале к высоким нотам в припеве. Приятно и органично звучит приглушённая гитара во втором и третьем куплетах. Это первая песня, которая вспоминается при упоминании об этом альбоме. Кстати, в клипе очень хорошо поиграли со звуком - он то "альбомный", то живой:


5. Сказки - здесь очень чётко прослеживается драйвовая гитара, играющая такой резкий бросок одновременно с ударом в рабочий барабан. Это создаёт кач и ласкает ухо. Стильно слушаются полуэлектронные вставки перед припевами. Хорошая работа с синтезаторами.
И я топаю на крышу
6. Песня - атмосферная вещица. И этот остающийся в памяти вокализ "на-на-на...".
Время убивает меня,
Я убиваю время 
7. Р - тут примоченный голос Земфиры плавно входит в электронно-гитарный темноватый замес.

8. Главное - здесь я нашёл перекличку с песней "Искала" - там она рисовала гуашью, а тут - руки. Неизменным остаётся образ некоего "тебя".

9. Кто?  - стильные точки а-ля латино в начале. Лаунджевая гитара в припевах. Хочется двигаться под эту песню. подкупает шейкерообразная перкуссия - это моя слабость. Она прокачивает и без того качающий рифф.

10. Webgirl - а ведь как в воду глядела Земфира, если обобщить. В 2002-ом году социальные сети ещё не имели такой дикий размах, как сейчас. Песню она написала, устав от предыдущих двух туров, устав от постоянно меняющихся людей и городов. Она приехала домой, заперлась там и 2 или 3 месяца почти безвылазно сидела в интернете. Мы это, однако, делаем без предшествующих туров и гораздо больше.
Девочка, живущая в сети,
Нашедшая любовь
 Мы слышим надежду на то, что она найдёт кого-то на том конце. Наверняка, многие из нас так думают, когда по-долгу сидят в том же контактике:

Может быть, на том конце
Встретит в чьем-нибудь чужом лице
Перед тем что-нибудь отдашь в сердце
Кто-нибудь отдаст сердце и
Знаешь ли, бывает же чудо
Знаешь ли, встречают же люди
Может быть и ты тоже
Может быть...
Однако, в конце песни эти надежды развеиваются. От выдуманной желаемой любви у неё остаются лишь уставшие глаза и бессонная ночь:
Девочка, живущая в сети
Забывшая любовь
Между строк, между небом и землей
Девочка - уставшие глаза
Догнавшие рассвет
Только ей, только ей  
Многие из нас сейчас в прямом смысле живут в сети. Эта песня вполне могла бы стать для многих "завсегдатаев" интернета гимном. К ним я и себя могу причислить, чего уж тут.

11. Шалфей - одна из самых драйвовых песен на альбоме. Крутые фишки с выдёргиванием шнура из гитары и, соответственно, характерным шумом. "Вкатывание" гитары в припев. Слушаются очень свежо и здорово. А уж под конец это и вовсе превращается в рок-балладу.

12. Ощущения - такое довольно трип-хоповое завершение альбома с интересной фишкой - альбом заканчивается как бы зацикливанием пластинки с характерным пластиночным шумом.

13. Мечтой - сделана бонусом. Между ней и остальным альбомом ровно минута тишины. Не попав в предыдущие 2 релиза, эта спокойная песня нашла пристанище на рассматриваемой пластинке, пусть даже и в качестве бонуса.

На этом альбом заканчивается. Он довольно свежо звучит. Отлично идёт в любом настроении: хорошее - поддерживает, плохое - чуть-чуть улучшает. В целом - рекомендую к прослушиванию


Нашёл на YouTube концерт Земфиры на Максидроме 19.05.2002 года - ровно через месяц после релиза этого альбома. Земфира - это такая группа, которая в последнее время на концертах любит менять аранжировки, эксперементировать. Поэтому, в рамках мнении об альбоме - эта видеозапись выступления хороша. Здесь можно увидеть, как этот материал, в этих же аранжировках - играется живьём. На этом концерте было сыграно 4 песни с альбома.


Приятного прослушивания!!!

1 комментарий:

  1. Игорь Самотканов6 марта 2013 г. в 11:43

    Помню утром просыпался в техникум, по телику в какой то передаче поставили "Бесконечность", на тот момент релиз альбома... Поехал и купил CD )
    Альбом можно слушать не перематывая, все песни хорошие...

    ОтветитьУдалить