среда, 13 марта 2013 г.

О замечательном человеке и музыканте - об Афанасьеве Вячеславе Павловиче

В прошлой статье я рассказывал о моей первой группе, Not Connected. Упоминал так же и о том, что мы уже тогда репетировали с живым звуком. Однако, я ни слова ни сказал о гитарной примочке, которую мы использовали. Ну не просто же так она появилась. Сейчас я постараюсь рассказать о том, откуда она у меня взялась. Это будет история о судьбе. О судьбе нелёгкой. Это будет история о человеке, который сделал в своё время выбор в пользу одного из жизненных путей (об этом сложном выборе написал мой друг). Эта статья - об Афанасьеве Вячеславе Павловиче - отличном гитаристе, преподавателе, музыканте и человеке, которому в жизни не повезло. Итак, ...

I. Вступление

Всё началось в сентябре 2006-ого года, когда мы с Романом пошли в 8-й класс. На тот момент уже был записан один "альбом". Однако, качество многих гитарных партий на нём оставляло лучшего. Да и партии соло-гитары были, мягко говоря, никакими. Поэтому мы решили пойти в уже знакомую нам музыкальную школу на класс гитары - попробовать. Роман к тому моменту закончил музыкалку по классу баяна, я же бросил фортепиано в том же 2006-м году.

Нас по знакомству обучали бесплатно около месяца. Дали ноты. Разобраться в них проблем почти не составило - всё-таки дали о себе знать те 3,5 года моего обучения на фортепиано. Помню, дали мне ноты битловской песни "Yesterday". Но что-то как-то не очень оно было. Опять ноты, опять каждая нота прописана. И не дай божЕ.

И вот, в один из дней наша преподаватель сказала нам, что в музыкалке на гитаре мы ничего для себя нового и полезного не вынесем и не применим это в записях группы. И добавила, что приехал какой-то мужчина в Лукоянов -  и он набирает группу для обучения игре на гитаре. Я видел объявления в школе с призывом записаться на этот курс, но как-то не спешил на него реагировать. Совет нашей преподавательницы побудил к действию.

II. Наши занятия

Мы пришли в указанный день в РДК для того, чтобы туда записаться. Народа, надо сказать, собралось довольно много. Перед столом, за которым сидел этот мужчина собралась большая очередь. Что радовало, там были и девушки. И вот, мы записались и узнали время нашего первого занятия.

Придя на него, мы удивились той цене, которую этот мужчина выставил за курс - это было всего-то 120(!) рублей в месяц. (Вы только вдумайтесь в это!) Узнали мы также, что его зовут Афанасьев Вячеслав Павлович. Не помню точно, но по-моему, в неделю он проводил 2 занятия то ли по 1,5 часа, то ли по 3. Не помню. В группе нас было человек 10 парней. Занятия проводились в оркестровке (очень чётко эту комнатушку описывает строчка из песни Чижа - "в каморке, что за актовым залом").

С первого же занятия он меня поразил своим подходом к обучению. Он начал объяснять нам музыкальную теорию, а не ринулся быстренько показывать "аэмчик" (Ля-минор, прим. авт.), как это делают многие частные преподаватели-любители. За одно занятие давалось столько информации, что в музыкалке такое же количество давали бы месяца 2. Он нам просто, ясно и понятно объяснял то, что в музыкалке облачали в своеобразные теоретические формулы, трудные для практического применения. Всю теоретическую информацию, которую он нам давал, он переносил тут же на гитару и показывал нам, как работает то, о чём он говорит. И мы писали конспекты. Я тоже писал, но не всё, что он говорил - часть материала была интуитивно понятна из музыкалки, и мне было легче воспринимать то, о чём он говорил. Куда запропастился тот конспект - я не знаю, но обязательно буду его искать. А если найду - то посвящу этой находке сообщение здесь.

А играл он на гитаре отменно. Если он нам и объяснял что-то про гаммы, например, то тут же хватался за гитару, и, со скоростью не меньшей, чем в "Полёте шмеля" - выдавал её от и до.

Он открыто противопоставлял свою методику методике обучения в музыкальной школе. Он не отрицал того, что она полезна, но считал её неэффективной. К тому же, он всем своим существом был за развитие импровизационных возможностей. Он почти весь материал затачивал на развитие навыков и теоретическом воспитании соло-гитариста. И к ученикам относился, как к друзьям. Несмотря на то, что у него были седоватые волосы и выглядел он на 45-50 лет, он предложил мне называть его Палычем. Ну, или Славкой. Я как-то не смог и продолжал называть его Вячеслав-Палычем.

Ажиотаж вокруг его занятий продолжался месяца 3.

III. Потеря учеников и последние дни обучения.

Со временем, многим парням надоело ходить на его лекции. Тому было несколько причин. Во-первых, Вячеслав Павлович начал появляться на занятиях, скажем так, "под градусом". Это был очень заметный переход. Его постоянным спутником стал боярышник, был момент, когда он долго искал по аудитории, куда же он положил этот бутылёк. Парни его передразнивали (за глаза, конечно), изображая то, как он ковыряется в носу во время лекции. Да и материал был многим из ребят неинтересен.

Был момент, когда он нам объяснял строение какой-то гаммы. Он захотел её сыграть от "ре" и обратился ко мне, чтобы я поставил его руку на гриф так, чтобы мизинец был ровно над 5-тым ладом 5-той струны. Не потому, что он просто проверял меня, знаю ли я, где находится нота "ре" на гитаре - он просто сам не мог это сделать. То есть даже такое элементарное для отличного музыканта действие давалось ему с трудом. Давало о себе знать и его зрение, которое тоже было слабым (он носил очки).

Началось самое ужасное - он становился алкоголиком. Количество учеников очень быстро сократилось с 20-ти, сначала до 5-ти, а потом и вовсе до двух. А если вспомнить, сколько он брал с нас (120 рублей - он ни разу не повысил платы, даже когда отменялось занятие, он возвращал его стоимость - 20-30 рублей). Это был очень честный человек. 

Его занятия мне были крайне интересны. Я их решил не забрасывать ни при каких условиях, поэтому то, что иногда он позволял себе появляться на лекциях "не в себе" - меня не смущало.

Зимой возникли проблемы с РДК - надо было освобождать помещение. Он перенёс занятия в ДДТ (Дом детского творчества). Помню, что там мы начали учиться подбирать песни с записи - несмотря ни на что, занятия продолжались (надо заметить, что в ДДТ он взял себя в руки и был подисциплинированнее).

Однажды я его пригласил к себе домой. Я его накормил, мы послушали музыку, интересную в то время мне, поставил записи группы Not Connected. Слушая Red Hot Chili Peppers, он ухмылялся - как это они смогли всю мелодию построить на двух аккордах.

В то время он очень нуждался в деньгах - он занимался только преподавательской деятельностью. А обучая двух-трёх человек, с которых берёшь 120 рублей в месяц, не прожить.

И он пошёл на крайний для себя шаг - начал продавать своё музыкально оборудование. К тому моменту я ему уже рассказал о своей группе. Он знал о том, что мы нуждались в аппарате. И вот, на одно из последних занятий он принёс примочку "Лель ДД" и предложил мне её купить за 500 рублей (!). Я до сих пор поражаюсь скромности этого человека. Оказавшись в такой затруднительной финансовой ситуации, он продаёт мне примочку по цене "как другу". Я не мог не взять эту педаль. Мы в тот момент остро нуждались в этой самой "жужжалке". По тому, как он описывал её звук, я понимал, что он расстаётся чуть ли не с лучшим другом. Он мне красочно описывал то, как при умелой настройке примочка может превратить гитарный звук в звук скрипки. Рассказывал, что её очень "вкусно" перепаяли. В общем, отрывал от сердца. Она до сих пор лежит у меня дома. На ней даже записана пара треков в моём альбоме.

Со временем, проводить занятия ему стало бессмысленно. Жил он далеко от ДДТ, общественный транспорт не использовал, ходить было уже тяжело. К тому же, ещё и алкоголь. Он принял решение о том, что занятий больше не будет.

В течение нашего курса я многое узнал о нём.

IV. Человек Вячеслав Павлович

Вячеслав Павлович родился в городе Кстово Нижегородской области. В юношестве увлёкся самбо (благо, в этом городе сильно развиты традиции этого вида единоборств) и достиг в этом виде спорта определённых высот. Одновременно с этим он увлёкся игрой на гитаре. 

Как он рассказывал, в армии гитара его часто спасала. О том, насколько он хорошо играет на гитаре, прознал командир то ли роты, то ли части. Он его частенько вызывал к себе и слушал песни в его исполнении. Однажды Вячеслав-Палыча один из сержантов чем-то напряг таким, что пальцы у него не могли играть как следует. Как только об этом узнал командир - сержанту сильно влетело. И больше Вячеслав-Палыча он не дёргал.

После армии он играл со своими коллективами по кабакам и дискотекам. Говорил о суровых комиссиях, которые необходимо было пройти для того, чтобы можно было выступать в общественных местах. Рассказывал, что, когда ВИА приходил на комиссию, и им сразу "в лоб" кидалось задание сыграть, например, "фокстрот". Не смогли - значит, и играть не можете.

Однажды он мне рассказал, что спас ребёнка. Не помню, при каких обстоятельствах. Знаю лишь, что о нём писали статью в "Аргументах и Фактах" (он мне показывал ту самую газету).

А в Лукоянов его занесло вот каким ветром. Его мама, которая жила в Кудеярове, умерла и оставила после себя дом. Он туда и переехал. Рассказывал он также, что его брат отхряпал у него часть квартиры в Лукоянове. В общем, он оказался в Лукоянове, умея только отменно играть на гитаре и имея опыт в самбо. И всё. Для самбо уже здоровье было не то, поэтому он выбрал преподавание игре на гитаре. И это в Лукоянове! И это не в рамках музыкальной школы!

Это я к тому, что он всю жизнь только и занимался, что музыкой.

V. Последняя глава

Уже после окончания занятий мы с Вячеслав-Палычем держали связь по телефону. Я у него советовался по поводу того, какие песни сыграть, как сыграть, и т. д. И однажды летом, в июне, когда я уже ушёл из Not Connected в Black Diamond - я пришёл к нему домой.

Его комната была в полнейшем беспорядке. На столе было много консервных банок, окурков, мошек, остатков давнишней закуски. На стене была повешена чёрно-белая фотография, где он, с гитарой в руках, был изображён во время исполнения соло. Гитара пылилась на шкафу. На полу стояло большое количество разного калибра бутылок. Я ему сообщил последние новости о том, что я играю в крутой группе, в которой даже барабаны есть. Предлагал даже ему поприсутствовать на нашей репетиции. Потом мы искали какого-то его друга, который был должен ему 2 рубля. Жена друга как-то неодобрительно на него смотрела. Затем мы прошли полгорода, и он попросил купить ему пиво. Скрипя сердце, я купил. Человеку было на самом деле плохо. После той встречи больше я его не видел. Я просто однажды позвонил на его телефон - и тот оказался недоступен. Вот и всё.

Таких людей по-настоящему жаль. Мастеров своего дела, которые могут и хотят передать знания другим. Тех, которые не озабочены "срублением бабла". Тех, которые по стечению обстоятельств и по собственной человеческой натуре пошли по наклонной и, просто-напросто, начали спиваться. Жаль.

VI. Эпилог.

Я не знаю, где этот человек сейчас. Я хотел предпринять попытку найти его на зимних каникулах 2009-ого года, но события, которые произошли в тот январь, не дали мне этого сделать. Почему-то кажется, что всё не очень хорошо. Будет очень здорово, если кто-то даст хоть какую-то зацепку о том, где его можно найти.

Опять пост для себя. Чтобы не забыть. Кому это интересно?.. Если тебе, уважаемый читатель, то спасибо большое тебе за внимание! Надеюсь, что хоть чем-то тебя заинтересовал.

Илья.

2 комментария:

  1. Я уж и забыл про этого человека)
    И про Лель )

    ОтветитьУдалить
  2. Ммда.Печально.Когда-то мы дружили.Много лет я про него ничего не слышал.Жаль.Очень жаль.

    ОтветитьУдалить