суббота, 9 марта 2013 г.

КАК? Часть 2.1 / Not Connected (2006-2007)

<< Предыдущая часть

Группа Not Connected




В этой статье я расскажу о нашем с Романом Новосёловым первом более-менее серьёзном проекте - группе Not Connected. Будут описаны как биографические моменты, так и технические. Тогда мы вслепую же этим занимались - сами искали возможности как-то записать звук, приобрести гитары, подключить их. Думается мне, если бы у нас был какой-то советник, то это всё произошло бы как-то быстрее. Не знаю как тебе, уважаемый читатель, но нам с Романом эта статья в далёком 2006-ом году очень помогла бы. Надеюсь, что и сегодня найдутся те, кому это интересно. Кроме того, будет описан процесс распада группы. Это будет история о том, как тогда я поступил плохо, но, возможно, это было и к лучшему. Итак, ... (внимание, много букв!!!)


Глава I. Первая электрогитара

Примерно так выглядела
моя первая электрогитара
Так получилось, что в июне 2006 года мой отец узнал о существовании свободной и никому не нужной электрогитары, которая лежала у его друзей и практически пылилась. Как оказалось потом, это была прошедшая через несколько рук гитара Валерия Арбузова, одного из представителей лукояновских музыкантов 90-х и начала нулевых. Никому не нужной она оказалась по нескольким причинам: это была старая советская гитара, выпущенная ленинградским заводом музыкальных инструментов Бог знает когда и потому, что звук был, мягко говоря, "не очень". Но тогда для нас это было непринципиально. Выглядела она примерно так, как показано на рисунке слева. (На фото - не наша гитара, до нас не дошло фото с ней; эта и последующие фотографии вставлены просто для того, чтобы понимать, что они из себя представляли). Выход у неё был типа DIN (в простонародии - пятиконтактник).

Первое устройство, которое
выдало нам тот самый "рок-звук"
Так как с пятиконтактными шнурами мы так или иначе имели дело, общаясь со старыми советскими магнитофонами, мы без труда смогли подключить эту гитару во взятый Романом напрокат из музыкальной школы магнитофон Романтик. Точную модели не помню, но выглядел он, как на рисунке справа. Мы подключили её - и по-настоящему обалдели! Эта нехитрая связка "гитара - Романтик" выдала нам тот самый "рок-звук", который мы привыкли слышать от рок-групп. На деле это был просто перегруз - линия захлёбывалась и выдавала нам "обрезанный" (по всем правилам дисторшна) звук. Я, помнится, даже записал какие-то гитарные пассажи, что умел тогда сыграть, на кассету - и потом много раз это переслушивал. Это было на самом деле невероятным открытием.

Глава II. Приобретаем бас-гитару


Александр Шалин во время
единственного "живого" выступления
группы. Играет на басу "Урал"
Как-то в конце июня 2006-ого мы шли с Романом ко мне домой с этой гитарой наперевес. Тогда мы уже поняли потенциал подключения гитары к аппаратуре и были довольно окрылены идеей создания по-настоящему рок-группы. И вот мы шли - и нас остановил парень, возрастом нас постарше. Он нам сказал: "Ребят, вам примерно такая же гитара не нужна случаем?". Мы заинтересовались, ведь знали, что для рок-группы одной гитары недостаточно. Я записал его номер и позвонил ему. Он предложил мне 2 гитары на выбор: бас за 1500 рублей и электроакустику за 2200. Денег было только на бас. Да и был-то он нужнее. В итоге, я приобрёл на деньги, скопленные со всякого рода подарков, бас-гитару Урал. Вот так, ни с того ни с сего, на нас свалились гитара и "басуха". И, да, забегая далеко вперёд (почти на год) - именно с этим инструментом было связано наше первое и единственное живое выступление. На нём играл Александр Шалин (на фото), но об этом чуть позже.

Глава III. Подключаемся к компьютеру.

В конце июня 2006 года мой дядька позвал меня с гитарой на посиделки с его друзьями. Хозяин дома, где мы собрались, Роман Потёмкин, имел дело с музыкальной аппаратурой. Он мне и спаял такой шнур, с помощью которого "пятиконтактную" гитару можно было вывести на микшер - тогда я понял, что гитару можно также подключить и к компьютеру, он же мне и объяснил, как это всё сделать. Это было огромным откровением для меня с Романом. Уже на следующий день мы "запихали" гитарный звук в компьютер. Оставался открытый вопрос - "как это всё записать?".

Демонстрационный кадр возможностей программы
KRISTAL Audio Engine - первой нашей программы
для многодорожечной записи
Несмотря на то, что было опробовано много вариантов и скачано большое количество программ, мы довольно быстро отыскали программу для многодорожечной записи. Этой чудесной программой оказалась KRISTAL Audio Engine. Эта софтина оказалась настолько удачной, что мы хранили ей верность вплоть до 2010-2011 года. Там было практически всё, чтобы записать несколько дорожек "чистых", необработанных гитар, и придать им любую форму и окрас накидыванием на дорожку эффектов. Что было наиболее крутым для нас тогда - в этой программе можно было превратить чистый звук гитары в ту самую "рок-жужжалку".

Интерфейс программы HotStepper
Итак, мы нашли программу для записи, научились хоть как-то записывать гитару и бас. Не хватало барабанов. Поиском компьютерной программы для набивания барабанов мы занимались недолго. Вслед за KRISTAL'ом мы, опробовав несколько программ (из этих промежуточных вариантов можно выделить Hammer Head Rythm Station) нашли не менее чудесную программу Hot Stepper, на которой мы писали барабаны около полугода. Она могла составлять барабанные партии, используя секвенсер - то есть можно было отделить куплет от припева, да и вообще, придумать много независимых частей, ставить их в определённой последовательности, и, что самое главное - создавать именно звуковой файл с итоговой записью барабанов.

Имея гитары и разобравшись с программной составляющей, мы получили мощный инструмент для создания музыки на компьютере. Отсюда берёт своё настоящее начало история проекта Not Connected.

Глава IV. Пишем первый альбом.

Осознав, что мы можем записывать песни как надо, мы сразу ринулись их сочинять. Это Metallica сочиняет и пишет альбомы по 2-3 года - свой первый альбом, состоящий из 27 треков мы записали за месяц. С нуля. Абсолютного. Естественно, качество было на уровне велосипеда, собранного неандертальцем из подручных материалов без предварительной подготовки. Песни сыпались чуть ли не по одной в день. Тогда мы не делили песни на хорошие и плохие. Мы брались за любой текст, сочинённый Романом Новосёловым и за любое, что мог сочинить и исполнить я. Поэтому альбом, несмотря на абсолютное несовершенство и, отчасти, наивность и глупость текстов, получился довольно экспериментальным. Когда мы его переслушиваем уже сейчас, то периодически восхищаемся теми фишками, что включили туда: это и скретчинг, и необычные обработки для гитар, местами - очень даже интересные риффы, и, наконец, даже был опробован и прощупан стиль рэггей.

Итак, что же повлияло на этот альбом? Роман был фанатом раннего Дельфина и The Prodigy. Моё музыкальное восприятие к тому моменту уже перевернули Кукрыниксы, а Король и Шут и Сектор Газа были уже прошедшим явлением. В общем, чего-то конкретного я не вспомню о моих вкусах того времени.

Забавно еще вспомнить о том, как проходила запись. Роман звонил мне, взволнованным голосом говорил, что написал 3 текста и тут же зачитывал мне их. После этого он приезжал ко мне с кучей листочков, и мы брались за запись. Иногда Ромка вместе с текстами приносил и примерные аккорды, которые надо было менять на определённых строчках. Сдаётся мне, порядок этих аккордов был абсолютно рандомным, что, по сути, было и не особо важно - мы, в основном, не пели, а зачитывали рэпчину под роковое сопровождение (вот тут и всплыли наружу Ромкино обожание Дельфина и моё панк-роковое детство). Хотя, иногда этот порядок аккордов оказывался "в самый раз".

Во время записи этого альбома я записывал гитару и бас, а Ромка зачитывал текст, используя самый дешёвый микрофон для караоке. Гитары писались практически "на расслабоне" - ничего почти не правилось и не редактировалось - как записали первый раз, так и оставляли. В итоге, альбом получился сырой, некачественный, но очень интересный и во всех смыслах - первый.

Запись альбома нередко прерывалась походами на пруд, который находится у моего дома - искупаться (прям как у этих). Таким образом, за месяц чуть ли не ежедневного детского труда на свет появился записанный на болванку набор mp3-шек (мы это гордо именовали альбомом) из 27 треков. Однако, позднее я выкинул из этого альбома самые, как я считал, неудачные песни, оставив только 12 штук. Выкладываю полный альбом, а выкинутые мной песни закидываю в отдельную папку:

Если нет желания скачивать, то вот урезанная версия альбома для ознакомления:


Записывали мы его ровно один месяц - июль, чуть ли не с 1-ого по 31-ое. Окрылённые тем, что нам есть уже, что показать, мы с Романом отправились в районный лагерь "Лесная сказка". Я предварительно "перегнал" часовой альбом из формата mp3 на кассету - Роман брал в лагерь упомянутый в начале статьи кассетный магнитофон. Там отдыхающие оценили наш альбом. Было офигенно круто козырнуть тем, что это именно я играю на гитаре в этой записи. А на последнюю ночь была пьянка, где мы по этому делу говорили с Романом друг другу, что Not Connected - forever, ну, или, как минимум, до 11 класса. Эх, если бы.

Таким образом, весь август 2006 года мы провели в лагере, с каждым днём укрепляя свою веру в группу.

Глава V. Альбом "Осень"

Наступила осень, и, как её следствие - учёба в школе (а мы с Романом тогда пошли в 8-ой класс). Но это не мешало нам собираться по выходным и писать материал для нового альбома. Творческий процесс упрощало уже и то, что мы с Романом сидели за одной партой (последней, на 3-ем ряду, самой дальней от учителя).

Я и гитара моя, Jolana. Май 2007
Кроме того я приобрёл ещё одну гитару, у тех же парней, которые продали нам бас. Гитара называлась Jolana. По-моему, купил я её за 2200 рублей. Это была тоже полуакустика, но качеством уже гораздо выше той, что у нас оказалась в середине лета. Отличия в гитарном звуке между двумя альбомами стало просто разительное.

На этот раз мы решили учесть все недочёты, которые допустили во время первой рекорд-сессии, поэтому особенно неудачные дубли удалялись. Плюсом к новому материалу решили переписать некоторые "лучшие" песни первого альбома: "Картина", "Never", "Вдвоём", "Горячая линия". Последним треком шёл кавер на Люмен, песню "Fucking off". В ней я предложил Роману обрезать нецензурное слово шумом, как это делают, если есть цензура. Назвать же мы его решили "Осень", так как записывали мы его с начала сентября по конец ноября 2006 года - всю осень. К тому же, на альбоме было аж 2 трека с этим названием.

Странно, сейчас переслушиваю те песни, которые мы выкинули в процессе записи или поленились дописывать - и не понимаю, почему мы их не доработали. Они звучат довольно свежо и интересно. Если вы будете скачивать альбом полностью, то не поленитесь зайти в папку "Выкинутое".

Любаня в центре. На выступлении в лукояновском ДК
В сентябре как-то так получилось, что с нами начала петь Любаня Кузнецова. Не помню, чья это была инициатива - пригласить её. Но поющая девочка на припев была кстати. Мы стали звать её на запись. Люба обладала высоким и тонким голосом, который было очень сложно записывать.Однако, в некоторых песнях усилия действительно себя оправдывали. Люба не только пела основные партии, но и пела "фоном", обеспечивая подолжку для речетатива Романа.

Мы находили всё новые плагины для обработки звука, Ромка приносил на запись свой микрофон (тоже для караоке, но подороже, чем тот, что использовался на записи первого альбома). В целом, скачок в качестве произошёл на самом деле грандиозный. Вы можете в этом убедиться, скачав этот альбом:


Ознакомиться:



Глава VI. Басист, радио, репетиции и запись нового (3-его) альбома.

Со временем мы начали понимать, что играть тот материал, который мы записывали, втроём вживую не имелось никакой возможности. Либо из-за этого, либо из-за того, что Александр Шалин был просто хороший и готовый играть в группе чувак, мы пригласили его на роль басиста. Была, правда, небольшая проблемка - он совсем не умел играть на порученном ему инструменте. Но это было не так важно - партии были простые, и научить их играть можно было кого угодно. С этого момента он принимал участие во многих рекорд-сессиях группы, и даже периодически записывал вокалы и подпевки в песни.

Особо жаркая работа велась над треком "Не зови". Всё началось с того, что Роман записал инструментал под этот трек (с недавних пор он начал активно писать гитары). Затем, сидя дома у Шалина, мы безжалостно резали из текста, написанного Ромкой для этой песни, целые куски, чтобы он уместился в записанную фонограмму. Потом, у меня дома мы целую ночь писали вокал, включив туда много фишек и приколюх. Тогда же и дописывали вокалы на злую песню "Миры", в которой мы даже хотели использовать звук смывающегося унитаза, который мы, в качестве эксперимента, у меня же и записали.



Была зима, всё шло своим чередом. И вот, в один из таких зимних дней 2007-ого года нами заинтересовалось наше лукояновское "Сарафанное радио". Ну, как сказать - заинтересовались, мы отнесли Руслану Ниязову, нашему знакомому, работающему на этом радио, записи с нашими песнями. Он прослушал это, и выбрал наиболее удачные на тот момент. Единственное, что он предложил - так это переписать мою песню "Never", чем мы и занялись незамедлительно. Как обычно - музыку прописывали дома у Романа, а голос - у меня. Бас сымитировал мой синтезатор "Casio". Руслан при этой записи присутствовал, и даже прописал свой бэк-вокал.


Итак, 28.02.2007 в 20:57 состоялась премьера песни "Горячая линия" в эфире "Сарафанного радио", "Горячая линия", "Вдвоём", "Never" были включены в ротацию этого радио. Помню, как в тот "премьерный" эфир не выключал радио. Ведущий на протяжении всей 3-хчасовой программы пиарил нас и говорил, что в конце шоу прозвучит песня лукояновских музыкантов, которые учатся только в 8-м классе. Ох, и горды же мы были! Мы - и на радио!

11 марта мы впервые собрались на первую репетицию в электричестве. Мы снимали эту репетицию, думая, что из кадров можно нарезать клип. Выставили напротив камеры все колонки, что были у Романа дома: от магнитофонов, от DVD-плеера - чтобы всё смотрелось солиднее. Прыгали, играли, снимались и веселились. Жаль только, что сейчас этой записи не найти - пропала. На таких репетициях мы подключали инструменты в микрофонные входы DVD-плеера. Пели без микрофонов - голос было слышно и так. А фонограмма с барабанами воспроизводилась с диска всё того же DVD-плеера.

В то время Роман взял на себя основную композиторскую функцию - он же всё чаще прописывал и гитары. Музыкальные заготовки сыпались одна за другой.

Было сделано еще несколько демок с голосом. Вот некоторые из них:


Однако, как бы нам ни нравилось записываться - всё-таки без выступлений рок-группа - не рок-группа.

Глава VII. Единственное выступление группы.

Группа Not Connected во время выступления.
В апреле мы решили выступить на крупнейшем конкурсе лукояновской самодеятельности - на "Восходящей звезде". Для того, чтобы нас туда вписать - организаторы конкурса позвали нас на прослушивание. Отрепетировали мы туда 5 песен: "Вдвоём", "Ночь", "Пустота" - свои, "Бабочки" - группы Lюмен и "С тобой" - песня группы Jane Air. Когда мы их перед организаторами сыграли, они попросили сыграть что-нибудь еще - видимо, остались недовольны качеством нашего исполнения. Однако, поняв, что другие песни мы сыграть не сможем - они нас допустили к концерту и так.

Надо было выбрать всего лишь одну песню. Учитывая формат конкурса, мы решили, что сыграем "Бабочек". Однако, при таком развитии событий Роман оставался не у дел. Буквально за день до выступления мы изменили своё решение. Мы выставили на конкурс "Пустоту". Она была наша, она была драйвовая, и, к тому же, она показывала всех участников группы в полной красе - Любаня пела, Роман - зачитывал текст и пел, Сашка - басил, а я - подпевал и играл на гитаре.

Выступлений было 2: финал и гала-концерт победителей - 27 апреля и 1 мая соответственно.

Группа Not Connected после выступления на
"Восходящей звезде - 2007"
И, готовясь к первому выступлению, мы узнали, что в нашей категории есть ещё одна рок-группа (что было очень удивительно - ни о каких лукояновских группах, кроме нас - мы не знали). Этой группой оказалась группа "Black Diamond". Они привезли с собой кучу аппарата, колонок, комбиков, и, что поразило меня в них больше всего - они привезли с собой барабаны!  Это смотрелось довольно забавно, да и сейчас является объектом шуток и подколов у нас - в то время, как "Блэки" привезли такую кучу аппарата, мы обошлись всего лишь одним пакетиком с проводами и примочкой. Басистом в этой группе был Борис Моисеев - мой старый приятель, мы с ним познакомились ещё тогда, когда угорали по "Сектору Газа" и "Королю и Шуту". Мы с ним немного разболтались, и я узнал, что базируются они в Ульянове (селе, непосредственно примыкающем к Лукоянову).

На том концерте они играли песню "Фонари" группы "Город 312". Во время их выступления я впервые услышал звук барабанов вживую. Звучали они, по моим тогдашним меркам, необычайно круто.

В результате, мы заняли 3-е место, а Блэки - 2-е. Вот записи с того концерта:

Not Connected на "Восходящей звезде - 2007":



Black Diamond на "Восходящей звезде - 2007":





Глава VIII. Распад.


Я - в составе группы Black Diamond.
Слева навправо: Александр Панфёров
(вокал), я (гитара), Борис Моисеев
(бас), Сериков Дмитрий (гитара)
Уже в июне 2007, будучи у бабушки в Ульянове, гуляя вечером по улице, я пересёкся с Борисом. Мы с ним разговорились, и он меня привёл в ульяновский клуб, место, где Black Diamond репетировали. Этой же ночью со свадьбы в Александровке вернулся Сашка Панфёров (вокалист Блэков). Мне они подключили гитару, и я что-то наигрывал. В то время они имели проблемы с гитаристом - и мне было предложено его заменить. Я с радостью согласился. И ушёл из Not Connected, о чём и сказал ребятам. Уже позже, я начал понимать, что это было, своего рода, предательством. Однако, если бы я не ушёл, Роман и Шалин не организовали свою тяжёлую команду "Осколки", а я бы так и остался не тронут судьбой группы "Black Diamond" - а она, в свою очередь сыграет связующую роль для многих из последующих событий в нашей музыкальной жизни.

Именно так и закончилась история группы Not Connected - я играл в другой банде, а парни решили образовать новую группу. Любаня отошла от дел.

Уже сейчас, в 2013-м году Ромка думал что-то о перезаписи лучших песен группы Not Connected с хорошим звуком и правильным подходом к записи. Кто знает, может, на проекте еще не стоит ставить жирную точку? Хмм... Не знаю. Допустим, что "продолжение следует".

Спасибо за внимание! А тому безумцу, который прочитает эту статью целиком - я подарю Чупа-Чупс =)

Илья

7 комментариев:

  1. Знаком я был тогда с блэками, часто мы у них ошивались, и приходил послушать их на тот концерт, но честно говоря разочаровал меня тогда их выбор песни. Зато меня впечатлило выступление группы Not Connected. Ваша песня была ближе мне. Помню как сказал об этом друзьям и они меня в этом упрекнули, мол свои все равно лучше, но мнения я своего не изменил. Блэки, конечно, поувереннее держались на сцене, были более сыграны, но драйв дала мне "Пустота". Спустя некоторое время это песня единственная вошла в мой в список тех, которые я иногда прослушиваю, наряду со многими известными группами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чувааааак, почему же ты анонимный??? Спасибо тебе огромное!!!

      Удалить
  2. Такое ощущение я лекарство от ВИЧ нашел) Не за что!

    ОтветитьУдалить
  3. Давай, Илья - пиши еще!
    Я вот не пойму почему гитары таких экзотических производителей. ИМО, в мои школьные годы т.е. 10 лет отступая от описываемых тобой событий инструменты были более узнаваемые... Но сразу скажу, я - не эксперт :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саш, спасибо, что прочитал! Вот честно - думал, что внимательно мало кто читать будет =) Это не мы тогда выбирали гитары - это гитары выбирали нас. Они появлялись по принципу "имеются у чуваков, живущих в Лукоянове и готовых её продать". Поэтому, выкручивались не Fender'ами Telecaster'ами, а гитарами с завода ленинградских инструментов и их чехословацко-уральскими собратьями =)

      Удалить
  4. Интересно пишешь!
    Только не догнал, почему параллельно нельзя было в 2-ух группах играть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зазнался, наверное. Мол, в этой группе всё на мне, бла-бла-бла. А в другой можно просто быть частью коллектива и никому ничего не объяснять. В общем, что-то такое личностное и нехорошее. Заблуждение, как понимается сейчас.

      Удалить